Тень Чернобыля - антенны ЗГРЛС "Дуга".

https://ic.pics.livejournal.com/maxim_nm/51556845/968595/968595_original.jpg

В девяти километрах от Чернобыльской атомной электростанции сохранился удивительный объект - радиолокационная станция загоризонтного наблюдения - ЗГРЛС "Дуга", предназначенная для наблюдения за пусками ракет на военных шахтах "вероятного противника". Титанические конструкции антенн станции возвышаются над лесом на многие десятки метров и видны из практически любой точки чернобыльской Зоны отчуждения.

"Дуга" еще известна под именем "Чернобыль-2" - часто объекты "оборонки" в СССР именовали в честь обычных мирных городов-соседей, надеясь таким образом запутать вражескую разведку. И действительно, этот объект стал настоящей "тенью Чернобыля". Возможно, исключительно из-за "Дуги" и была построена АЭС в этих местах - объект требовал колоссального энергообеспечения, а стоимость его строительства обошлась вдвое дороже (!), чем стоимость, собственно, Чернобыльской атомной электростанции.

К антеннам ведет узкая бетонная дорога, наполовину заросшая мхом. Давайте посмотрим, что скрывается за лесом.

02. Сворачиваем с шоссе на бетонную дорогу, что ведет прямо к антеннам. На повороте стоит вот такой объект конспирации - якобы транспортная остановка якобы пионерского лагеря. Внутри остановки изображены мишка и елочки - чтобы еще больше запутать вражеских шпионов . Однако сразу видно, что рисунки выложены казарменной плиткой и в стиле "копать от забора и до обеда".
https://ic.pics.livejournal.com/maxim_nm/51556845/968953/968953_original.jpg

03. На территории военной базы обычный чернобыльский беспорядок - брошенные топливные цистерны, бульдозеры, тягачи, бочки - верные признаки спешной эвакуации.
https://ic.pics.livejournal.com/maxim_nm/51556845/968983/968983_original.jpg

04. Попались даже вот такие стулья - видимо, из какого-то армейского ДК.
https://ic.pics.livejournal.com/maxim_nm/51556845/969460/969460_original.jpg

05. На территорию, где располагаются сами антенны, ведет еще один КПП, он давно заброшен.
https://ic.pics.livejournal.com/maxim_nm/51556845/969722/969722_original.jpg

06. "Убедитесь, ваш ли это пропуск", гласит старая надпись.
https://ic.pics.livejournal.com/maxim_nm/51556845/969907/969907_original.jpg

07. Прямо возле КПП можно найти остатки блоков электронного оборудования.
https://ic.pics.livejournal.com/maxim_nm/51556845/970034/970034_original.jpg

08. С внутренней стороны забора возле КПП видно множество каких-то бочек - предположу, что это топливная тара, использовавшаяся для заправки транспорта при эвакуации объекта.
https://ic.pics.livejournal.com/maxim_nm/51556845/970948/970948_original.jpg

09. Подходим к антеннам. Размер объекта поражает воображение - у низкочастотных антенн - более ста метров в высоту (от 130 до 150, по разным данным) и более 400 метров в длину. Рядом находятся высокочастотные антенны - порядка 100 метров в высоту и 250 метров в длину.

Точных размеров антенн не знает никто - часть информации утеряна, часть - до сих пор в архивах. В первые годы после аварии на АЭС на вопрос посетивших Зону журналистов о том, "что же это такое над лесом там возвышается у вас", КГБ-шники отвечали - "а это у нас тут недостроенная гостиница".
https://ic.pics.livejournal.com/maxim_nm/51556845/970255/970255_original.jpg

10. Звенья конструкций вблизи.
https://ic.pics.livejournal.com/maxim_nm/51556845/970689/970689_original.jpg

11. Работала "недостроенная гостиница" следующим образом. При запуске "вероятным противником" межконтинентальных баллистических ракет класса земля-земля комплекс антенн улавливал момент запуска, и у "принимающей стороны" было еще около получаса на принятие различных решений - пока ракеты не долетят до целей.

При этом антенны "Чернобыль-2" были лишь частью всего комплекса сооружений - так называемой принимающей частью. Передатчик располагался в городе Любеч в Черниговской области, на удалении в 60 километров.
https://ic.pics.livejournal.com/maxim_nm/51556845/971091/971091_original.jpg

12. Конструктивно антенны представляют собой нечто вроде отдельных блоков (напоминающих ЛЭП, но на порядки крупнее и сложнее), основание которых забетонировано. Блоки соединятся между собой различными узлами и натянутыми проводами.
https://ic.pics.livejournal.com/maxim_nm/51556845/971749/971749_original.jpg

13. Вид одного из блоков вблизи.
https://ic.pics.livejournal.com/maxim_nm/51556845/971931/971931_original.jpg

14. Наверх можно было подняться различными способами - как по обычной лестнице, так и на специализированном подъемнике-лифте.
https://ic.pics.livejournal.com/maxim_nm/51556845/971475/971475_original.jpg

15. Подъемник выглядит вот так.
https://ic.pics.livejournal.com/maxim_nm/51556845/972269/972269_original.jpg

16. Внутри кабины ничего не осталось, все оборудование давно снято, включая пробки-предохранители.
https://ic.pics.livejournal.com/maxim_nm/51556845/972319/972319_original.jpg

17. Еще какой-то электрический рубильник, тоже давно пустой внутри.
https://ic.pics.livejournal.com/maxim_nm/51556845/972548/972548_original.jpg

18. Основание несущих опор закреплено следующим образом - забетонированное основание столба уходит в землю, к "ушкам" креплений на столбе приходят боковые опоры, стянутые болтами. Также в основание столба приходит толстый натяжной трос, призванный создавать "жесткость" всей конструкции - по тому же принципу, что и в вантовом мосте. Трос натягивается блоком с шестью болтами, затянутыми дополнительной контргайкой.
https://ic.pics.livejournal.com/maxim_nm/51556845/972945/972945_original.jpg
https://ic.pics.livejournal.com/maxim_nm/51556845/973204/973204_original.jpg