Тень Чернобыля - антенны ЗГРЛС "Дуга".
В девяти километрах от Чернобыльской атомной электростанции сохранился удивительный объект - радиолокационная станция загоризонтного наблюдения - ЗГРЛС "Дуга", предназначенная для наблюдения за пусками ракет на военных шахтах "вероятного противника". Титанические конструкции антенн станции возвышаются над лесом на многие десятки метров и видны из практически любой точки чернобыльской Зоны отчуждения.
"Дуга" еще известна под именем "Чернобыль-2" - часто объекты "оборонки" в СССР именовали в честь обычных мирных городов-соседей, надеясь таким образом запутать вражескую разведку. И действительно, этот объект стал настоящей "тенью Чернобыля". Возможно, исключительно из-за "Дуги" и была построена АЭС в этих местах - объект требовал колоссального энергообеспечения, а стоимость его строительства обошлась вдвое дороже (!), чем стоимость, собственно, Чернобыльской атомной электростанции.
К антеннам ведет узкая бетонная дорога, наполовину заросшая мхом. Давайте посмотрим, что скрывается за лесом.
02. Сворачиваем с шоссе на бетонную дорогу, что ведет прямо к антеннам. На повороте стоит вот такой объект конспирации - якобы транспортная остановка якобы пионерского лагеря. Внутри остановки изображены мишка и елочки - чтобы еще больше запутать вражеских шпионов . Однако сразу видно, что рисунки выложены казарменной плиткой и в стиле "копать от забора и до обеда".
03. На территории военной базы обычный чернобыльский беспорядок - брошенные топливные цистерны, бульдозеры, тягачи, бочки - верные признаки спешной эвакуации.
04. Попались даже вот такие стулья - видимо, из какого-то армейского ДК.
05. На территорию, где располагаются сами антенны, ведет еще один КПП, он давно заброшен.
06. "Убедитесь, ваш ли это пропуск", гласит старая надпись.
07. Прямо возле КПП можно найти остатки блоков электронного оборудования.
08. С внутренней стороны забора возле КПП видно множество каких-то бочек - предположу, что это топливная тара, использовавшаяся для заправки транспорта при эвакуации объекта.
09. Подходим к антеннам. Размер объекта поражает воображение - у низкочастотных антенн - более ста метров в высоту (от 130 до 150, по разным данным) и более 400 метров в длину. Рядом находятся высокочастотные антенны - порядка 100 метров в высоту и 250 метров в длину.
Точных размеров антенн не знает никто - часть информации утеряна, часть - до сих пор в архивах. В первые годы после аварии на АЭС на вопрос посетивших Зону журналистов о том, "что же это такое над лесом там возвышается у вас", КГБ-шники отвечали - "а это у нас тут недостроенная гостиница".
10. Звенья конструкций вблизи.
11. Работала "недостроенная гостиница" следующим образом. При запуске "вероятным противником" межконтинентальных баллистических ракет класса земля-земля комплекс антенн улавливал момент запуска, и у "принимающей стороны" было еще около получаса на принятие различных решений - пока ракеты не долетят до целей.
При этом антенны "Чернобыль-2" были лишь частью всего комплекса сооружений - так называемой принимающей частью. Передатчик располагался в городе Любеч в Черниговской области, на удалении в 60 километров.
12. Конструктивно антенны представляют собой нечто вроде отдельных блоков (напоминающих ЛЭП, но на порядки крупнее и сложнее), основание которых забетонировано. Блоки соединятся между собой различными узлами и натянутыми проводами.
13. Вид одного из блоков вблизи.
14. Наверх можно было подняться различными способами - как по обычной лестнице, так и на специализированном подъемнике-лифте.
15. Подъемник выглядит вот так.
16. Внутри кабины ничего не осталось, все оборудование давно снято, включая пробки-предохранители.
17. Еще какой-то электрический рубильник, тоже давно пустой внутри.
18. Основание несущих опор закреплено следующим образом - забетонированное основание столба уходит в землю, к "ушкам" креплений на столбе приходят боковые опоры, стянутые болтами. Также в основание столба приходит толстый натяжной трос, призванный создавать "жесткость" всей конструкции - по тому же принципу, что и в вантовом мосте. Трос натягивается блоком с шестью болтами, затянутыми дополнительной контргайкой.